news-img

«Чем  менторинг отличается от коучинга и наставничества, и что между ними общего?» – эти  и другие вопросы прозвучали в ходе вебинара, состоявшегося  11 июля в Алматы. Ответы его участники получили, что называется из первых уст – своими знаниями с ними делилась профессиональный тренер и коуч Международной федерации коучинга, ведущий преподаватель Международного Университета Global Coaching Анна Блинова.

В США, Европе, Австралии, а также в России менторинг как эффективный метод обучения, способствующий развитию талантов персонала сегодня в тренде. Под менторингом, иначе менторством, часто подразумевается наставничество. Однако между этими понятиями есть различия. Но обо всем по порядку. Вебинар начался с показа мультфильма о Маугли, вернее, эпизода, в котором Балу с Багирой учат его жизни в джунглях. Он  демонстрирует  два диаметрально противоположных подхода к обучению и два вида мотивации – позитивную и негативную. Оба наставника следуют принципу «Делай как я!», показывая, как делать, только один требует копировать его поведение, другой предлагает делать, так как лучше для ученика. Балу навязывает свое и наказывает Маугли за своеволие, Багира же, учитывая его исходные данные, поддерживает индивидуальность, создает вовлеченность и поощряет поиск собственного стиля. Балу – ярко выраженный директивный наставник, Багира же настоящий ментор, ее модель обучения оказалась эффективной и Маугли, поняв принципы охоты, выживает среди волков.

Менторинг – это способ роста, способ развития, говорит Анна Блинова. Его часто путают с коучингом, консультированием и наставничеством. Коучинг и менторинг сближает недирективный подход, когда ментору интересно мнение менти, когда «есть принятие мнения другого,  который может не согласиться с тобой и ты готов, что с тобой не согласятся, выберут свое. Но при этом у тебя есть возможность поделиться опытом и знаниями, если в коучинге коучи больше наблюдатель, он со стороны наблюдает и делится с тем, что увидел, то в менторинге развитие – это краеугольный камень, здесь важны не столько результаты, сколько развитие человека. А наставничество – это «Делай как я, делай как я сказал, делай лучше меня! Такой директивный способ развития тоже хорош, потому что есть новички, которым надо так говорить. Но если человек зрелый, то он развивается не через директивный способ развития. Менторинг – это способ, собравший все лучшее, и возможность поделиться опытом, и возможность задать вопросы, и таким развитием расширить горизонты человека».

Ментор старается постоянно поддерживать прогресс развития менти на должном уровне и закреплять изученное. Его задача не только делиться своим профессиональным опытом, но и помочь менти раскрыться, развить свои способности как личности. Менти недостает  жизненного или профессионального опыта,  порой развитию мешают различные убеждения,  ментальные страхи и блоки, и он обращается к ментору, у коего в арсенале богатый багаж знаний, навыков, информации. Тот посоветует нужную книгу, фильм, сайт, форум, окажет эмоциональную и психологическую поддержку, поможет найти в себе такие качества, о которых тот и не подозревал. Однако принятие решения всегда остается  за менти. «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя ее заставить пить, у  ментора  такой же принцип – он может поделиться опытом, но заставить вас делать, так как он считает нужным, он не может. Вы можете принимать решение как действовать в этой ситуации, что принимать, а что не принимать и как дальше двигаться. Решение как действовать принимает менти и ответственность за развитие остается на менти. Менти – это  человек, который берет на себя ответственность, он может увидеть другой опыт, услышать, принять его, но сделать, так как удобно ему, как он считает правильным». Менторинг, утверждает Блинова,  это партнерство,  причем стратегическое. Ментор, как и менти, должен слышать и слушать, ведь менторство – это не монолог, а диалог. «Ты классные советы даешь, вот это нам понравилось, вот это тоже, но было бы еще лучше, если бы нас спросил. Давай в следующий раз ты поспрашиваешь наше мнение, наше решение, наше видение, мы готовились, и нам было интересно тебе рассказать. Это пример ментору обратной связи на директиву».   Ментор призван помочь менти преодолеть свои страхи и опасения, поэтому важно доверие, и оно тоже должно быть взаимным. Вместе с тем излишне доверительные отношения могут привести  к панибратству. К слову, ментор обязан соблюдать конфиденциальность информации менти.   

В свою очередь менти должен стремиться к тому, чтобы  получить максимальную пользу от своего ментора.  Частой ошибкой в поведении менти становится восприятие им ментора в качестве ходячей  инструкции на все случаи жизни, а это чревато тем, что вместо партнерства он  рискует получить директивное наставничество.

Вебинар прошел в рамках программы  подготовки отраслевых менеджеров по управлению изменениями и команд для проведения институциональных реформ и реализации Плана нации 100 шагов. Она инициирована Фондом Нурсултана Назарбаева и направлена на развитие экспертов высокого уровня в конкретной отрасли, нацеленных внести вклад в развитие экономики страны. Цель программы   – привлечь и отобрать 200 отраслевых экспертов, обучить и сформировать из них команды менеджеров по управлению изменениями, которые будут решать вопросы трансформации ключевых отраслей экономики. По словам Анны Блиновой, эта программа впечатлила ее своей масштабностью, количеством менторов и менти, а цель просто уникальная. Она уверена, что «менторинг будет способствовать ускорению решения задач,  поставленных программой, поскольку возникает синергетический эффект. В ходе ее  реализации    качественно изменятся участники – менторы и менти сами смогут решать любые сложные задачи, менти станут менторами для других, научат их решать задачи, а менторы получат колоссальное удовольствие от результатов».

 

Оставить комментарий