news-img

Главный аналитик по образованию «Назарбаев Фонд» Назипа Аюбаева в интервью сайту fpp.kz оценила значимость дискуссионной развивающей площадки «Birge oqý». Напомним, создание «Birge oqý» стало практическим вкладом Фонда Первого Президента РК и КФ «Академия Елбасы» в поддержку системы образования в условиях пандемии коронавируса.

 - Назипа Алтынбековна, какую роль оперативное создание онлайн-платформы «Birge oqý» сыграло для системы образования Казахстана?

- Думаю это правильное решение – создать онлайн-платформу для оказания практической помощи учителям, и предоставления возможности специалистам в сфере образования и исследователям поделиться своим опытом, наработками и идеями. Очень хорошо, что вовремя развернули платформу и начали собирать свою аудиторию.

- Совсем скоро завершится учебный год. По-вашему мнению, какие темы и вопросы предстоит решить за лето в сфере образования?

- Я специалист школьного образования, буду говорить на эту тему. Коронавирус коснулся не только Казахстана, сейчас весь мир обсуждает, каким будет школьное обучение после пандемии и в том случае, если она повторится. Надо быть готовыми к разным сценариям.
К сожалению, на сегодняшний день, многие обсуждения, связанные с тем каким может быть школьное образования в пост карантинное время, сводятся к вопросам обеспеченности школ, детей и учителей техническими средствами общения и доступом к образовательным платформам. Во многом, это точка зрения технократов, я имею виду специалистов в сфере IT-технологий. Я не исключаю, что это все нужно и важно.
Мне кажется, что мы упускаем момент, когда специалисты в сфере школьного образования активно должны обсуждать вопросы, связанные с предстоящими изменениями в содержании образования, педагогике, дидактике и системе оценивания, если школы частично или полностью (в случае повтора карантина) перейдут на дистанционное обучение. Например, как школы собираются обеспечить честное обучения ученика на удаленке. Как будет пресекаться плагиат. А если мы этого не сделаем на раннем этапе перехода на дистанционное обучение, то, есть опасение, что списывание станет частью культуры дистанционного обучения.
Мне кажется, когда мы выйдем из карантина, надо особое внимание уделить на то, как развивать у детей навыки к самостоятельности и ответственности за свое обучение и развитие. Для этого надо будет учителям пересмотреть, если не полностью, то часть учебной программы, педагогики и методологии преподавания и системы оценивания достижения учащихся. Все это надо будет сделать за лето. Учителя должны быть готовыми к гибкости и к адаптивности в выборе подходов обучения и определении траектории обучения каждого ребенка. Одним словом, перейти на персонализированное обучения, где ученик будет хотеть обучаться и делать домашнее задание, потому что все это ему или ей интересно.  

- Вы первая в Казахстане защитились в Кембридже по сфере образования. Что посоветуете педагогам, как найти стимулы для дальнейшего профессионального роста?

Как я отметила, учителя должны быть готовыми к гибкости и к адаптивности и определении траектории обучения каждого ребенка. А это в свою очередь зависеть от того, насколько учителя чувствуют свою профессиональную автономность. Т.е., насколько учителя могут взять на себя ответственность в пересмотре учебной программы предмета, которую они преподают, использовании разнообразных ресурсов для достижения поставленных целей обучения, насколько креативно и с точки зрения науки они могут разрабатывать задания для формативного и суммативного оценивания, и все это должно быть в зависимости от темпа освоения материала учеником. Профессиональная автономность – это также ответственность за свое непрерывное обучения и за то, какие курсы повышение квалификации хотел бы учитель пройти.
К сожалению, учителя в Казахстане не в полной мере практикуют профессиональную автономию, например, как это делается в финских школах.   Мы понимаем, что исторический так сложилось, что содержание образования, учебные программы, в некотором смысле педагогика и методы преподавания, и система оценивание спускались в виде нормативных документов из Министерство. В связи с этим, сейчас взять и попросить учителей воспользоваться профессиональной автономностью и перестроить, и пересмотреть свою педагогическую деятельность с учетом происходящих изменении в сторону дистанционного обучения, наверное, не совсем правильно. Хотя, многие учителя отмечают, что переход на дистанционное обучение не было столь трудным благодаря обновленному содержанию образования, которое предоставило им больше творчество и свободы.
Хочется отметить, что при переходе на дистанционное обучение «система контроля» не будет работать, а вместо этого будет работать уверенность учителя в своем профессионализме, которая будет выражаться в «системе доверия»: в доверии общества к профессионализму учителя, в доверии между учеником и учителем, в доверии родителей к учителю. Профессионализм и педагогическое мастерство - самое главное в учительской профессии.   Но, как показал нам карантин, учителя не могут развиваться в одиночку. Вместо этого, учителя быстрее перестраиваются, если они объединяются в профессиональные сообщества, и где учителя сотрудничают с целью взаимного обучения. Например, платформа «Birge oqý» представляет возможность как саморазвитию отдельного учителя, так и развитию коллективного капитала для достижения общих целей.
Я часто цитирую, английского философа и реформатора системы образования профессора Лауренса Стнехауза. Он говорит, что «Только учителя смогут изменить среднюю школу, поняв ее изнутри» (Стенхауз,1981). Я верю, что это так и есть. В связи с этим, я думаю, все заинтересованные стороны в сфере образования должны создать все необходимы условия для учителей, чтобы они могли принимать решение как менять школьное обучение в любых неопределенных обстоятельствах, как это случилось с карантином. 

- Спасибо за интервью.

Оставить комментарий