news-img

Именно такой подход предлагают организаторы онлайн-дискуссии «Новая модель развития науки в Казахстане», состоявшейся на площадке Академии Елбасы.

Команда молодых ученых считает, что проблемы казахстанской науки можно решить, применив подход американских коллег, который базируется на принципах «открытой науки» и «открытых инноваций».  Переход на новую модель состоялся в большинстве стран с успешной наукой, где поддержка открытой науки привела к взрывному росту инноваций. Открытые ресурсы науки вкупе с мерами экономического стимулирования стали главной ценностью для растущих компаний.

В обсуждении предложений участников программы «Подготовка отраслевых менеджеров по управлению изменениями», реализуемой Фондом Нурсултана Назарбаева совместно с Правительством, приняли участие руководители министерств и ведомств, акиматов регионов, НПП «Атамекен».

С приветственным словом выступили члены Управляющего комитета программы подготовки отраслевых менеджеров изменений Асет Исекешев, помощник Президента – Секретарь Совета Безопасности РК, и Асхат Аймагамбетов, Министр образования и науки РК.

Команду молодых ученых на обсуждении представляла Халида Ажигулова, директор Центра исследований прав человека, инклюзии и гражданского общества Евразийского технологического университета. Она выделила три базовых компонента новой модели науки – экономическое стимулирование спроса на науку, прежде всего через налоговые преференции, поддержка университетской науки и наличие фондов грантового финансирования науки при Президенте. Предложения лидера отраслевой команды были поддержаны учеными из 11 стран на форуме, проведенном отраслевой командой неделей ранее. Х. Ажигулова в обзоре международного опыта отметила, что управление наукой в таких странах, как Великобритания, Гонконг, Канада, Литва, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Швеция, Южная Корея и Япония, включает в организацию науки наличие вышеуказанных трех базовых опор.  

Во-первых, во всех этих странах имеется достаточно эффективное налоговое стимулирование финансирования НИОКР со стороны частного сектора. Налоговые преференции являются главным стимулом и мотивацией для частного бизнеса больше вовлекаться и коллаборировать с научными центрами, университетами. Китай пошел дальше и с 2000-х годов предлагает высокотехнологичным компаниям помимо налоговых льгот натурные гранты в виде строительства помещений, коммуникаций, обучения персонала. Яркий пример коллаборации между учеными и бизнесом – это университет Лафборо в Великобритании, в технопарке которого 500 компаний, как международных, так и национальных, включая «Ягуар», «Форд», «Роллс-Ройс», спортивные компании «Адидас», «Найк». То есть вместо того, чтобы открывать отдельный отдел по исследованиям, создаются на базе местных университетов, вместе с учеными они занимаются разработкой высокотехнологичной продукции и инноваций, - поделилась Халида Ажигулова.

В команду молодых ученых вошли эксперты, Phd, Исследователь Сиракузского университета, США, Профессор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Бауржан Бокаев и Кандидат юридических наук, Ученый секретарь РГП НА ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства Юстиции Республики Казахстан Ербол Дюсенов. Эксперты озвучили примеры успешно функционирующих Фондов науки при Правительстве, это сингапурский фонд «Симатек», финский фонд «Ситра», благодаря которому возник такой всемирно известный бренд, как «Нокиа». При этом эксперты подчеркнули, что средства фондов используются для грантового финансирования фундаментальных научных исследований; в Казахстане финансовой базой могут стать установленные обязательства для недропользователей.

Что же касается управления наукой, то здесь предлагается взять за основу опыт стран ОЭСР, в которых до 60% от всего финансирования на науку идет от частного бизнеса, а в таких странах, как Китай, Япония, Южная Корея до 70%.

В этих странах, когда докторант обучается в докторантуре, у них уже есть курсы по обучению предпринимательским навыкам, по открытию стартапов по результатам их собственных исследований. Причем такие навыки получают не только ученые, работающие в сфере естествознания, инженерных, технических наук, но также в сфере гуманитарных и социальных наук, - отметила Ажигулова.

Настало время ставить вопрос о том, чтобы превращать ученых в предпринимателей.

На сегодняшний день из 300 научных учреждений республики в прямом подчинении министерства находится 100 с небольшим организаций, остальные 200 с лишним научно-исследовательских институтов находятся в других ведомствах.

Председатель Комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса Президиума НПП РК «Атамекен», председатель Казахстанской Ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов выразил мнение, что отечественная наука отстает от мировой науки примерно на 30 лет. Он предложил изменить статус комитета науки с условием, что он остается в министерстве, но при этом создать надведомственный комитет науки, возможно, при Совете ученых при Президенте.

Для нас важна трансформация роли ученого при переходе в бизнес, то есть, возникновение так называемой гибридной идентичности. У нас дефиниции «научное предпринимательство» нет, наверное, в законе должно быть. Особое внимание надо уделить креативному предпринимательству, в основе которого лежит то, что не изобретено. В мире уже существует креативная экономика. Еще один важный момент – это развитие внутрифирменной науки, внутри корпораций. Этому уделяется недостаточно внимания, - отметил Доскенов.

Широкое распространение в мире получили так называемые «Фабрики мысли» – это высокоорганизованные экспертные сообщества, оказывающие влияние на политику государства. Сегодня ученые на нее никак не влияют. Такой фабрикой, по мнению Талгата Доскенова, мог бы быть Научный Совет при президенте РК. 

С налоговой политикой и существующими налоговыми преференциями научной и научно-технической деятельности в республике ознакомил участников директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики РК Азамат Амрин.  Он напомнил, что научная деятельность в Казахстане относится к социальной сфере и освобождена от корпоративного подоходного налога. Помимо этого, для этой категории налогоплательщиков обнулена ставка земельного налога, а налог на имущество исчисляется по пониженной ставке 0,1%, тогда как действующая базовая ставка составляет полтора процента. Действуют и такие стимулы, как освобождение от НДС научно-исследовательских работ, проводимых по госзаданию и госзаказу, льготы для СЭЗ и ряд других. Предусмотрены и стимулы для финансирования этой отрасли, например, в случае, если предприятие оказывает помощь в развитии научной, научно-технической, изобретательской деятельности, то такие расходы уменьшают также налогооблагаемый доход, а полученная помощь не будет считаться доходом для физического лица в целях налогообложения. 

–  Это то, что касается Налогового кодекса. Сегодня очень много говорилось о «Кодексе о недрах и недропользовании» и что там предусмотрено обязательство недропользователя по отчислению на НИОКР в размере 1% от затрат на добычу. Данные суммы у нас тоже относятся на вычеты при исчислении КПН. Как вы знаете, 1 сентября в Послании Главы государства говорилось о переносе этих денег в бюджет. Сегодня эта работа проводится. Нам необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс, в Налоговый кодекс, потому что 255 статья предусматривает вычет, если эти деньги идут в организации в сфере науки и автономный кластерный фонд для финансирования проектов участников инновационного кластера парка инновационных технологий. «Мы прописываем, что теперь эти средства будут идти в бюджет и через бюджетные процедуры все это будет прозрачно», – сказал А. Амрин.

По его словам, в прошлом году в эти фонды от недропользователей поступило порядка 23,5 млрд. тг., в т.ч. 14,6 млрд. тг от нефтедобывающей отрасли и 8,9 млрд. тг от горнорудной промышленности. Примерно такие же отчисления в бюджет ожидаются и в будущем. В этой части работы проводятся консультации с отраслевыми госорганами и вносятся соответствующие поправки, добавил он. Отдельно А. Амрин остановился на таком действенном инструменте поддержки науки, как инвестналоговый кредит. Суть его заключается в отсрочке налоговых обязательств на 3 года по КПН и налогу на имущество. То есть еще один инструмент привлечения новых инвесторов и запуска новых производств, чтобы дать предприятиям возможность встать на ноги и развиться.

Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов Марат Султангазиев рассказал о том, что отечественные инновации пока не являются фактором экономического роста. При этом он считает, что резервы для коммерциализации НИОКР имеются.

- Несмотря на трату значительных средств пока в виде налогов, отдача очень низкая. Поэтому необходима широкая коммерциализация отечественных НИОКР.  Меры поддержки, направленные на прорывные научные, инновационные проекты, а также коммерциализацию технологий дадут эффект для нас как для фискального органа в виде расширения налоговой базы.  Но за все время бюджетных расходов и наличия налоговых льгот этого пока не происходит, – констатировал М. Султангазиев.

Меры налогового стимулирования применяются в странах ОЭСР, в Китае, Бразилии и Индии. Однако там доля инновационной продукции варьируется от 15 до 35%, в то время, как у нас она равняется всего 3-5%. Назрела необходимость повысить эффективность затрат на инновации и, как показывает мировой опыт, именно бизнес должен играть ключевую роль в финансировании и внедрении инноваций, считает М. Султангазиев. Он заверил участников онлайн-дискуссии в том, что если нужны дополнительные льготы и послабления, то его ведомство готово рассмотреть все предложения.

Спрос двигает науку

Завершая встречу, директор корпоративного фонда «Академия Елбасы» Фархад Куанганов резюмировал, что необходимо развернуть налоговые преференции в сторону бизнеса.  По его мнению, привлечению бизнеса мешает нехватка налоговых стимулов и отсутствие действенного механизма налогового администрирования. Ведь как известно, развитие начинается там, где есть спрос.

Программа «Подготовка отраслевых менеджеров по управлению изменениями для проведения институциональных реформ и Плана нации 100 шагов» инициирована Фондом Нурсултана Назарбаева. В рамках этого проекта 200 отраслевых экспертов работают над решением задач в 11 отраслях экономики с целью разработки предложений по ее трансформации.

Оставить комментарий