Как решить проблемы дошкольного образования
Проблемы и качество дошкольного образования в Казахстане обсудили в рамках проекта Отраслевые менеджеры Фонда Нурсултана Назарбаева и КФ «Академия Елбасы». Спикеры обсудили достижения и проблемы в этой важнейшей сфере образования.
Как подчеркнул заместитель директора Корпоративного Фонда «Академия Елбасы» Ануар Жангозин, «в сфере дошкольного образования есть достижения, эта сфера показала успешное взаимодействие государства и частного сектора, за счет чего сейчас достигается хороший охват. Вместе с тем, есть открытые вопросы: такие, например, как отсутствие объективных данных, внешнее оценивание, недостаточно исследований, в рамках которых ученые могли бы на постоянной основе анализировать развитие сферы и существующие проблемы. Есть вопросы по недостаточному приоритету, который отдается сфере дошкольного образования: долгосрочные исследования показывают, что оно влияет на экономику и на развитие в целом человеческого капитала больше, чем другие сферы образования».
По словам генерального директора ТОО BTS Education и Национального координатора проекта "Атлас новых профессий Казахстана" Саясата Нурбек, «дошкольное воспитание как ключевой этап в образовании, становлении и развитии человека привлекает самое пристальное внимание как со стороны академического, экспертного сообщества, так и со стороны организаторов образования». Он назвал пять глобальных трендов в сфере дошкольного воспитания и образования:
- восприятие ДВО как одного из важнейших этапов человеческого развития с экономической точки зрения, инвестиций в человеческий капитал, формирования личности, когнитивных, психологических навыков;
- обязательное дошкольное или предшкольное образование;
- высокие требования к квалификации и статусу воспитателя;
- государственно-частное партнерство;
- оценка образовательных достижений.
Председатель Казахстанской Ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова заострила внимание на необходимости повышения качества дошкольного обучения и педагогов. Низкое качество, считает она, обусловлено тем, что упущена взаимосвязь с самой отраслью, а «решения госорганов однобокие, лишенные анализа и статистики: до сих пор никто не знает, сколько у нас продленок, центров развития, центров дополнительного образования». Другая причина в том, что профессия педагога непрестижная и многие идут в воспитатели ради диплома. Качество дошкольного воспитания и образования, по мнению Л. Куленовой, в первую очередь, зависит от финансирования.
Модератор обсуждения, эксперт в области раннего детского развития Гаухар Киикова согласилась с тем, что «все аспекты взаимосвязаны и один без другого невозможно рассмотреть. Например, просто повышение зарплаты не приведет к улучшению качества педагогов». По ее словам, все эти вопросы сейчас анализируются командой по дошкольному образованию программы El Umiti, лидером которой она является. Итогом работы группы станет пакет предложений по повышению качества дошкольного воспитания и обучения.
Гульнар Бектурганова рассказала о проблемах кадрового обеспечения дошкольных организаций республики на примере ясли-сада №1 «Байтерек» г. Нур-Султан, которым она заведует. Злободневный вопрос в ее детском учреждении – это устаревание работающих кадров: в коллективе «62 педагога разных специальностей, большинство в возрасте от 45 до 50 лет, а молодых специалистов в возрасте от 21 до 30 лет всего трое. Есть категория работников от 50 до 60 лет и от 60 до 65 лет, что составляет 18,6% коллектива». Вторая проблема – это низкий уровень подготовки молодых специалистов. Одна из наиболее актуальных проблем сферы – это низкие заработные платы воспитателей: воспитатели получают от 78000 тг. до 104000 тг. максимум.
Кадровый голод, а также утечка кадров, по словам педагога-психолога Мадины Бисеновой, учредителя и основателя детского сада «Indigo Preschool» г. Тараз, остро ощущается и в частном секторе дошкольного образования. Сегодня, говорит она, трудно привлечь специалиста в частный детский сад, мало того, его еще нужно удержать. По мнению М. Бисеновой, основные факторы, влияющие на качество дошкольного образования, это «педагогические кадры, методологическая база – наши стандарты образования, поддержка государства». Поддержка государства означает финансовую и методологическую помощь. Государство, уверена спикер, «должно стать партнером для бизнеса».
Организаторы обсуждения проблем сферы дошкольного воспитания и обучения надеются, что прошедшая дискуссия поможет выработать предложения не только по этим, но и по другим направлениям.
Программа подготовки отраслевых менеджеров по управлению изменениями реализуется по инициативе Фонда Нурсултана Назарбаева совместно с Правительством. Цель программы – привлечь и отобрать отраслевых экспертов, обучить и сформировать команды менеджеров по управлению изменениями, которые будут решать вопросы трансформации ключевых отраслей экономики.